?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гладиаторы

Кто такой гладиатор?
       Выражаясь современным языком, гладиатор это боец, обречённый на бой вне зависимости от своего желания. Гладиаторами становились невольники – рабы, военнопленные, в гладиаторы могли «продавать», «сдавать» и т. д. Бывали и случаи, когда гладиаторами становились свободные люди, которых на такой рискованный, а иногда и последний в жизни шаг, толкала нужна в деньгах.

       Труд гладиатора безусловно не оплачивался, и не один уважающий себя древний римлянин не подтвердил бы нам, что гладиаторам быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в школах, где получали физическую подготовку и пищу, кстати не всегда соответствующую затраченным на бой усилиями. Гладиаторы делились на различные виды в зависимости от типа вооружения и амуниции. В бойцовские школы попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многим из них дожить было не суждено.

       Жизнь раненого бойца завила от многих факторов, но по большей части от расположения к нему зрительской массы. Об этом не принято говорить, но завсегдатыми гладиаторских сражений были дамы, многие из которых имели знатное происхождение и влияние. Как и выдающиеся актёры, гладиаторы, даже если не отличались красотой, пользовались их расположением. Многим импонировали слава и сила бойцов, таким образом «любимого» гладиатора могли увести с поля и подобрать ему замену.

       Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища и их программа с каждым годом расширялась. Всё чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю – венации. Таким образом, гладиатор для римского общества, не что иное как искусное развлечение, способное утолить жажду кровавых схваток и небывалых, по своей жестокости, зрелищ.
Жизнь гладиатора
       Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд. Эти по истине уникальные боевые экземпляры получали от императора свободу, в день поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора готовила пышнейшую церемонию. На этом празднике освободившемуся гладиатору дарили рудис – деревянный меч. В исторической литературе нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины, воины получившие свободу от гладиаторских сражений. История знает пример Публия Остория, гладиатора из города Помпеи, прежде чем получить свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и остался жив, правда по одной из версий был одноглазым, а по другой лишился правовой руки. Сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о «свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать, что такая мечта жил не во всех. В истории осталось имя знаменитого гладиатора из Сирии Фламмы, который после каждого своего освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой. Это гладиатор был уже четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с обречённым на смерть и рабами. Прямо противоположен этому пути, путь который избрал гладиатор Веяна, он за накопленные средства купил себе поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой фамилии. Он умер счастливым и свободным от старости тела и духа, в тёплой посели патриция.
Зрелища
       Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. Игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами. Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. Когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. По принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки - на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. Как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave, Caesar, morituri te salutant!, что означала, Смотри Великий Цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали, раскаленными плетями. Бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. В зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

Колизей

       Первый амфитеатр в Риме был воздвигнут в середине 1 века до н.э. Гай Скрибий Курион, предложив оригинальный проект. Эта постройка была в виде двух полукруглых частей, которые могли вращаться. Разомкнутые, они образовывали два больших театра, а обращённые к друг другу выступали как арена амфитеатра, и тогда зрители размещались по окружности со всех сторон площадки. Замысел Куриона удовлетворял далеко не всех. Так, Плиний Старший критиковал проект и утверждал, что долго такому сооружению не простоять. Однако, он ошибался. За первым деревянным амфитеатром с двумя вращающимися частями последовал в 46 г.до н.э. последовал амфитеатр Цезаря, также деревянный.

       При Августе был воздвигнут на марсовом поле первый каменный амфитеатр, построенный городским перфектом Титом Тавром. В середине 1 в. н.э. добавился амфитеатр Нейрона. Однако самый большой и самый знаменитый амфитеатр возвели в 70х годах первого н.э.: это был громадный, монументальный амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колизей или Кооссеум. Он мог вместить в себя одновременно более 45 тысяч зрителей ( некоторые авторы говорят даже о 80 000 – 85 000). Это овальная четырёхъярусная постройка с прекрасно распланированной системой коридоров, переходов и выходов, лестниц, вентиляции.

       Конструкция лестниц, входов и проходов – вомиториев – такова, что, по подсчётам современных нам исследователей, десятки тысяч зрителей при необходимости могли покинуть здание за пять минут не теснясь и не толкаясь. Наружные стены разделены четырьмя рядами арок, выдержанных в разных стилях. Длина наружных стен составляет 527 метров, высот – 50 метров. Строили амфитеатры и в других городах Италии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Веоне, Пренесте и во многих иных местах, в Галии – в Арелате, Немаузе, Лютеции (Париж), Везуннне (Периге), в Испании.

Добровольные гладиаторы

       Чаще всего гладиаторами были рабы, невольники или военнопленные, но иногда и вольные люди, попавшие в сложное материальное положение. Их называли «добровольные гладиаторы» и добровольцы. Число этих людей достаточно быстро росло, уже к концу 1 века н.э. более 90% из всех бойцов уже состояли добровольные гладиаторы, пришедшие за деньги. Безусловно, это не были люди имеющие знатную родословную или высокое положение, большинство из тех, кто становились бойцами - гладиаторами добровольно были выходцами из самых нижних общественных слоёв.

       Такими в Древнем Риме признавались сбежавшие рабы, должники, всё имущество которых было утрачено при попадании ими в долговую яму, каторжники, которые освободившись на свободу, так и не смогли найти себе место в жизни. Нередко, можно было найти среди желающих стать гладиаторами праздных бездельников, которые попросту ничего не умели делать, не хотели учиться и рано остались без родительской, фамильной, как говорили римляне, опеки. Что же привлекало людей так распорядиться своей жизнью? Конечно финансовое поощрение, которое выдавалась каждому гладиатору сумевшему остаться в живых после нескольких боёв подряд.

       Если говорить о юношах из богатых и знатных семей, то объяснить их решение можно только поискам приключений и адреналина. Нередко получалось, что нанявшийся в школу искатель приключений не выдерживал суровой гладиаторской дисциплины и просился обратно, в отчий дом, который недавно покидал с такой радостью, тут конечно не обходилось без курьёзов. Кто знает, возможно в следствии этого, добровольные гладиаторы получили разрешение жить дома, но являться на тренировки в строго указанное для этого время. За время свободное от тренировок, многие бойцы успевали создать семью и воспитать детей. Контракт со школой также можно был разорвать, если ты до прихода в школу был свободным человеком, но тогда нужно было платить большой выкуп. Но, есть ли цена у свободы?


Profile

historyonline
historyonline

Latest Month

June 2015
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner