?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Озеро горных духов

 

В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном  Алтае
при  невыясненных  обстоятельствах  скончался  молодой  русский  художник.
Бредовая,  бессвязная  речь,  судороги,  эпилептические  припадки  -   вот
симптомы болезни, предшествовавшие  смерти.  Полость  рта  покойного  была
странного  медно-красного  цвета...  Оставшиеся  после  смерти   художника
картины наводили на мысль о тяжелом психическом заболевании их  создателя.
Мнение горцев, местных  жителей,  было  единодушным:  покойник  побывал  в
запретном для смертных месте - на озере Горных  духов.  И  духи  отомстили
смельчаку.
     Спустя сто лет, эти края посетил замечательный  геолог,  палеонтолог,
этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и  о  духах,
силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучил
все эти  сообщения,  собственно,  уже  легенды  минувшего  века,  а  затем
предпринял поход в запретный район. В скором времени  Ефремов  опубликовал
небольшой рассказ об этом озере и трагически погибшем  художнике.  Рассказ
вышел в сборнике, посвященном приключениям и фантастике, и потому  не  был
серьезно воспринят специалистами. А  зря.  В  районе  Акташской  котловины
наблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы  состоят  из  минерала
киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится  до  86%

 

ртути. Подогpеваемая летним солнцем  свеpху,  гоpячими  источниками  снизу
киноваpь начинает отдавать  pтуть  в  виде  паpов  (в  химии  это  явление
называется возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и  оседают  пятнами
тяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и  принимали  за
таинственное озеро Горных духов. Все остальное -  отравляющее  воздействие
паров ртути на организм человека.

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

В Ойрот-Туре не было художественной школы, но с ним индивидуально занимался директор местного музея - художник, который был учеником знаменитого (в узких кругах тогда) ойротского алтайского художника Чорос-Гуркина.

Чорос-Гуркин в свое время был последним учеником нашего великого Шишкина. Чорос-Гуркин был достаточно известным в России художником. Его персональные выставки проводились в Барнауле, Томске и некоторых других сибирских городах. Но в 38-м году он таинственным образом исчез. Его не посадили, его ни в чем не обвинили. Он куда-то поехал, не доехал и не вернулся. И тайна его гибели, по-моему, до сих пор не раскрыта. Но когда он исчез, его картины в Ойрот-Туре на всякий случай из его дома и из музея убрали в запасник. И его имя никак не афишировались. И вот однажды мне Будик сказал, что его учитель хотел показать ему картины Чороса и разрешил взять с собой меня. Мы отправились в запасники музея, где я увидел в первый и, наверное, в последний раз картины Чорос-Гуркина.

Когда, много лет спустя, я в Москве увидел картины Рериха, я про себя воскликнул: "Я это уже видел!" Это была та же манера живописи, те же необыкновенные горные пейзажи. Надо сказать, что сейчас художественный музей в Горно-Алтайске носит имя Чороса-Гуркина. Года два назад проходила его выставка в Третьяковской галерее. Жалею, что я тогда уже не мог этого увидеть.

 

Время: 1941-1943
Место: Ойротия, Горно-Алтайск

 

 

Художник Чоросов в рассказе Ивана Антоновича Ефремова

 

"Озеро горных духов" - это алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин, с которым Ефремов мог познакомиться во время своего путешествия по Алтаю в 1930-е годы. Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.

А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.

Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание - пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине

Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой. Но издавна были и шаманы, своими корыстными устремлениями портившие древнюю практику целительства. В начале 20-го века шаманизм на Алтае начинает вытесняться бурханизмом - "белой верой", отказывающейся от почитания темных духов и усиливающей почитание светлых божеств.

Началось всё со сбывшегося пророчества - явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, солнца и луны. Бурханисты с симпатией относились к буддизму и поддерживали связи с монгольскими ламами. По поверью, сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. "Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности", - писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Изучив пророчества Центральной Азии, Рерих увидел их общность с алтайскими. Также на Алтае существует легенда о Беловодье. Беловодье - легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. Именно в поисках её пришли на Алтай старообрядцы.

Самое заповедное место Алтая - заповедник "Катунский" в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы именуют Белуху Сумер-Улом (священная гора) или Уч-Сумер (трехвершинная). Сумер происходит от индийского Сумеру, или Меру, - имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы называют Ак-Сумер. В дневнике Николая Константиновича Рериха "Алтай - Гималаи" читаем:

"Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах". ...Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру.



Много раз писал Григорий Гуркин пейзажи Белухи, алтайских озёр и долин, предпринимая для этого часто длительные переходы. Длинный ряд работ вёл художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине "Озеро горных духов". Образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, то место, где могут обитать духи гор, привлекало художника. Он по-своему сумел выразить особую духовность этого места. Григорий Гуркин записал в каталоге выставки 1910 года:

Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами.

Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков...

...От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.

Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.


 
Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы "за сепаратизм и измену Родине". Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли "практических действий"), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.

В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве.

Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах - гармоничность мироздания.

В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.

Иван Ефремов к моему глубочайшему сожалению умер. И я не думаю что мне представился бы случай его расспросить подробнее о смерти художника в урочище Акташ . ?  Где именно нашли этого художника? И что было изображено на его картинах?  И почему в  некий господин Валерий Митюшёв в своих "Записках обыкновенного человека" упоминая Гурского пишет о его исчезновении..хотя везде официально сообщается о его расстреле? Что это? Очередная мистификация? Огромная просьба всем кто что нибудь знает об этой "темной " истории..напишите мне.


Profile

historyonline
historyonline

Latest Month

June 2015
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner